ГНИЁТ И РАЗЛАГАЕТСЯ,
НО НЕ ТЕРЯЕТ АППЕТИТА
Игра «State of Decay» разработана студией «Undead Labs» на движке Undead Labs. Игра получила свою долю похвал и не меньшую долю критики. Одни заявляли, что игра, дескать, уныла, графика убога, имеют место багги, текстуры порой выпирают из других текстур, сюжет практически отсутствует. Другие же хвалили игру за реализм, ощущение постоянной опасности и неплохой, в принципе, геймплей. Ну что же, попробуем разобраться, что к чему.
«State of Decay» являет собой симулятор выживания в условиях зомби-апокалипсиса. В ваше распоряжение будет предоставлена группа выживших, обосновавшаяся на определённой базе. Игрок может поочерёдно играть за кого-то из выживших (уставшего или заболевшего члена можно сменить на отдохнувшего) и выполнять различные задания.
Задания в игре делятся на два типа: будничные и сюжетные. А что такое будни для человека в мире, кишащем ходячими мертвецами? Сперва наперво, это добыча пищи, медикаментов, оружия и других необходимых ресурсов. Обыскивая заброшенные здания, игрок будет находить эти ресурсы, тем самым пополняя припасы, которые будут расходоваться каждые игровые сутки, равные двум часам реального времени.
Кстати, в игре имеется любопытная деталь: Допустим, вы играли в «State of Decay»» каждый божий день на протяжении недели. А потом решили отдохнуть и проводить свободное время как-то иначе, к примеру, читая книжку. Начитавшись всласть, вы возвращаетесь к игре, и вот тут-то вас и поджидает неприятный сюрприз. Ресурсов, накопленных с таким тщанием и риском для жизни, стало значительно меньше! Куда они делись?! «Чёртовы багги?!» - заоретё вы на ни в чём не повинный монитор, обрызгав его тягучей слюной. И будете не правы. Дело в том, что ресурсы в «State of Decay» тратятся каждые игровые сутки независимо от того, играете ли вы или не играете в игру. С одной стороны, это добавляет реализма. Ведь если даже никто из выживших не предпринимает никаких активных действий, ресурсы-то будут по-прежнему расходоваться. Кто-то кушать захочет, у кого-то фурункул в неудобном месте вскочит (надо зелёнкой смазать), кто-то возжелает укрепить стены. И всё это без ведома игрока. С другой стороны, не поиграв в «State of Decay» с месячишко, рискуешь обнаружить свою группу выживших в угнетённом состоянии. Жратвы нет, патроны на исходе, антибиотики закончились, стены вот-вот развалятся, все ходят голодные и злые. В доме вспыхивают ссоры и происходят драки. Согласитесь, не очень удобно. Вот если бы эту функцию можно было включать и отключать в настройках – дело другое, но, увы, разработчики не побеспокоились об этом.
Кроме добычи ресурсов, игроку предстоит очищать здания от заражений, убивать самых-самых крутых зомби, налаживать отношения с другими общинами, разыскивать выживших, заботиться о развитии базы (улучшать здания, улаживать конфликты, торговать с соседями), отвечать на зовы помощи. В общем, дел хватает и без сюжетных миссий и пр. Ну, на то он и симулятор выживания.
Сюжетные задания дают возможность, по выполнению всех миссий данного типа, полностью пройти игру. Скажем так, сюжет в игре весьма слаб. Здесь нет никакой интриги, драматической составляющей, непредсказуемого развития, ничего. Скорее всего, сценаристы решили сделать сюжет наиболее реалистичным, жизненным. На минуту представьте, что зомби-апокалипсис действительно произошёл, и ожившие мертвецы бродят по улицам в поисках свежего мяса. Как вы думаете, ваша жизнь будет полна захватывающих приключений, интересных историй, героем в которых будете вы? Может быть, парочка и случится, но с геройством ли? А, может быть, и не случится. Вы будете предоставлены сами себе, как и остальные люди. И ещё. С каждой пройденной сюжетной миссией уровень сложности игры будет автоматически повышаться. Так что не стоит спешить с прохождением, а стоит обратить внимание на развитие характеристик каждого члена вашей группы и пополнению запасов до максимума (склады-то на базе не резиновые), а сама община время от времени будет пополняться новыми людьми, всё зависит от вашей инициативы. К тому же, если вдруг один из выживших, руководимый вами, погибнет, то погибнет навсегда. Воскресить его уже не получиться. Поэтому будьте предельно осторожны в своих вылазках по городу. И по возможности берите с собой напарника, дабы тот прикрывал вашу спину.
Оружие в игре представлено как пистолетами и винтовками, так и оружием ближнего боя (сковородки, ножки от стула, биты, ветки – всё идёт в ход). Чем больше вы используете то или иное оружие, тем больше шансов того, что оно внезапно сломается, оставив вас тет-а-тет с голыми руками и толпой кровожадных мертвяков. А те просто так, как вы сами понимаете, уйти вам не дадут. Достаточно двух-трёх ходячих, чтобы создать проблемы выжившему. К тому же в игре присутствуют элементы стелса, и создаваемый игроком шум привлекает самых активных мертвецов. Как следует подумайте, прежде чем палить из дробовика в голову напавшему на вас уроду. На звук выстрела могут прибежать его многочисленные товарищи, вылезшие из всех щелей подобно тараканам. И они не жаждут мести, нет, но жаждут крови и мяса. Постарайтесь использовать оружие ближнего боя. Всё-таки оно более «тихое».
Зомби в игре хватает. Они несколько глуповатые, неуклюжие, но убежать от них трудно. Иногда вы будете натыкаться на орды мертвецов. Орда в игре, к слову сказать, весьма малочисленная. Она составляет что-то около дюжины мертвецов. Если вы на машине, то она вам не страшна. Езжайте себе мимо, оставив взревевших ходячих далеко позади. А вот на своих двоих от толпы удрать трудно. Выжившие всё-таки простые люди (садовники, военные, сантехники, механики, библиотекари, алкоголики, наркоманы и пр.), а не супергерои, и от быстрого бега выдыхаются. Ноги уже заплетаются от усталости, лёгкие горят, сердце бьется в клетке рёбер, точно пытается вырваться наружу, силы покидают вас, а ходячие всё ближе и ближе. В одиночку одолеть орду почти невозможно. Всегда есть шанс, что вы, чудом перебив всех мертвяков, выйдете победителем из резни, но этот шанс настолько мал и ничтожен, что всерьез рассчитывать на него не стоит.
Иметь транспорт под рукой в «State of Decay» просто необходимо, так как преодолевать большие расстояния пешком слишком рискованно и очень долго. Брести ночью в лесу, рискуя ежеминутно напороться на стадо ходячих? Да я бы в штаны наложил от страха. Но, играя в «State of Decay», обращайтесь с транспортом бережно и любовно. Это вам не ГТА, где с началом нового сеанса игры все разбитые и уничтоженные тачки восстанавливаются до исходного состояния и «восстают из мёртвых». «State of Decay» мстительно и навсегда запоминает любую царапинку и вмятину на борту каждой машины. Машина может задымить или даже загореться, тут лучше подыскать себе новую, если не хотите взорваться вместе с ней. Зомби могут цепляться за двери и борта автомобиля, стряхивайте их, срезайте о столбы и дорожные ограждения. И если гонять по дорогам «разлагающего штата», легкомысленно врезаясь в здания, бетонные стены, столбы (ха-ха! Это ведь не по настоящему!), то в один прекрасный день обнаружите город, заполненный горящими и дымящими машинами и с мучительной болью в сердце осознаете, что отныне вам суждено передвигаться только пешком, а вам оно надо? Конечно, можно построить автомобильную мастерскую, и машины, припаркованные на территории базы на ночь, будут частично восстановлены. Но места для постройки зданий не так уж и много, поэтому приходиться значительно поломать голову: что вам важнее, сад или медпункт?
Теперь несколько строк о самом «разлагающемся штате». Штат состоит из трёх небольших городков и десятка ферм. Дороги, горы, реки, поля… Сравню игровые локации «State of Decay» (2013 год) с «Grand Theft Auto: San Andreas», выпущенной в далёком 2004 году. В последней игры также имеется свой штат, однако территория игрового пространства больше в десятки раз, она более разнообразна и богата запоминающимися местами. А разница у игр в возрасте девять лет. «State of Decay» ничем таким похвастать не может. Ни один из городков не детализован достаточно подробно, здания уже через час игры теряют свои индивидуальные черты, поэтому ориентироваться без карты весьма сложно, когда как в ГТА это никогда не было проблемой, решите вы отправиться хоть на другой конец штата. Да и сама графика в «State of Decay» оставляет желать лучшего. Её вполне можно переварить, если содержание для вас всегда было важнее картинки, но по качеству изображения она чуть лучше уже упомянутого ГТА. И да, частенько можно видеть выступающие части тела зомбяков из стен зданий, внутри коих те копошатся. Впрочем, если игра вас затянет, то на это быстро перестаёшь обращать внимания. Впрочем, факт остаётся фактом, и недостаток на лицо.
Напоследок хрчу сказать несколько слов в защиту разработчиков «State of Decay». Да, графика ни к чёрту, да, в игре присутствуют багги, да, она «недоделкой». Фразы, произносимые персонажами, не блещут разнообразием. Но! «State of Decay» сделала важный шаг в развитии такого жанра как симулятор выживания, да к тому же в условиях зомби-апокалипсиса. Здесь разработчики хорошо поняли свою задачу и пошли в верном направлении. Что же, желаю им не останавливаться и выпустить «State of Decay-2», которая учтёт все многочисленные недочёты и минусы своей предшественницы, а нам остаётся только ждать.